Один из самых волнующих и часто задаваемых вопросов со стороны пациентов: «Остаются ли шрамы после подтяжки лица?». Честный ответ – да, шрамы остаются, но при этом их практически не видно, и, скорее всего, никто их не заметит. Как этого добиваются пластические хирурги и что можно делать для улучшенного заживления шва после подтяжки – рассказывает Виталий Александрович Баландин, хирург, специализирующийся на пластике лица, тела и челюстно-лицевых операций, основатель Центра пластической хирургии Dr. Balandin
Первое время после операции рубец более заметен: он имеет розовый или красноватый оттенок. Гиперпластическая стадия заживления обычно занимает 2-3 месяца, после чего он постепенно начинает светлеть и становится плоским и куда менее заметным, приобретая оттенок чуть светлее цвета кожи.
Шрам после пластической операции проходит 4 стадии заживления:
Когда пациент видит, как выглядит шов непосредственно после операции, то нередко начинает волноваться о том, что такая картина останется неизменной, однако, как мы видим, спустя 3-4 месяца внешний вид шрама значительно меняется.
Кроме того, для незаметности важно, где размещаются швы после подтяжки. Они находятся за ушной раковиной, перед ушным хрящом и под линией роста волос, т.е. в зонах, которые, прямо скажем, не бросаются в глаза окружающим.
Что делает хирург, чтобы добиться максимально незаметного послеоперационного рубца? Это, во-первых, выполнение операции по методике спейслифтинга, когда на кожу после перемещения и фиксации тканей в новом положении нет нагрузки. Вся нагрузка приходится на внутренние швы. А если нет нагрузки на место заживления, то кожа не растягивается, и рубец спокойно формируется.
Во-вторых, мы тщательно проводим ушивание послеоперационной раны, накладываем косметические аккуратные швы, выполняем сопоставление краев раны, чтобы шрам хорошо формировался.
Все остальное зависит от свойств организма: возраста, его реакции на травмы, индивидуальной скорости заживления. Но и тут организму можно и нужно помочь.
После операции нужно выполнять рекомендации, которые мы даем пациентам, чтобы шрамы сформировались как можно менее заметными:
Келоидный или гипертрофический рубец – это неконтролируемое разрастание соединительной либо рубцовой ткани в месте травмирования кожи, в том числе при проведений хирургических вмешательств. В ряде случаев это может служить противопоказанием к операции. Часто пациенты думают, что у них есть склонность к образованию келоидных рубцов – а на самом деле это не так. Но если таковая склонность действительно наблюдается, то нужно обратиться за помощью либо к ревматологу, либо к дерматологу, чтобы купировать эту ситуацию.
Косметологические манипуляции после операции можно проводить достаточно рано. Например, первыми можно записаться на процедуру микротоки, которые убирают синяки и отеки, улучшают микроциркляцию в тканях и способствуют более быстрому заживлению. С рубцами также работает косметолог-дерматолог, который определит наиболее полезные для восстановления тканей процедуры, более быстрого и лучшего заживления, формирования послеоперационного рубца.
Пациент после операции не остается со швов один на один – сначала он приезжает в клинику для снятия повязки на 3-4 день после операции. Хирург вручает пациенту компрессионную маску и дает рекомендации по уходу на начальном этапе восстановления:
На 9-10 день планируется еще одно посещение клиники – для снятия швов. Затем в течение 1, 2 и 3 месяца после операции хирург проводит контрольные осмотры. Впрочем, мы всегда готовы принять пациента, если у него возникли любые вопросы в ходе восстановительного периода.
Да, конечно – и они предназначены в том числе для того, чтобы шрам зажил успешно и стал как можно мнее заметным. К самым существенным относятся ограничения физической нагрузки, отказаться от бань, саун, а также курения и спиртных напитков, поскольку никотин и алкоголь не являются полезными веществами и отрицательно сказываются на способности организма к заживлению тканей.